Творческие принципы Владислава Ходасевича
Ирина Захариева. «Творческие принципы Владислава Ходасевича»., (286 Кб. pdf) |
«В культуре Серебряного века Владислав Ходасевич (1886-1939) не может быть причислен ни к одному из эстетических течений, но с первых шагов на поприще литературы его отличало стремление к реформаторству. В семье с польскими родовыми корнями, жившей в Москве, он воспитывался в традициях российской культуры.»
« Пушкинский подход к поэзии развивался Ходасевичем применительно к собственному сознанию, пропускающему искусство сквозь призму своей художнической взыскательности и ироничности. Автор "Счастиливого домика" вослед Пушкину прозревал поэтичность в семейной жизни — в "простом" и "малом". При внимании к вещи, к бытовой детали он выражал так же и тоскливое ощущение от однообразной размеренности будней, но готов был преодолевать душевные спады, сознавая благо взаимной преданности супругов в текущем настоящем ("Бегство").»
« Лирический поток пульсировал из постсимволистской юности, протекавшей во владениях высокой московской культуры, в ночную бездну эмиграции. Стихотворный сборник "Европейская ночь" отдельно не печатался, впервые был опубликован в "Собрании стихов" Ходасевич (Париж, 1927). Мотив прозрения ночи посреди дня прозвучал в стихотворении "Ласточка": "Имей глаза — сквозь день увидишь ночь". Сравнение, вынесенное в заглавие последнего сборника стихов, вырастало в эсхатологическое пророчество.»
« В предвосхищении Бродского и позднего Пастернака, Владислав Ходасевич — от одной поэтической книге к другой — все решительнее преодолевал границу между поэзией и прозой. В его стихах получала форму выражения проза жизни, проникшая в русскую лирическую поэзию, и открывался путь последователям.»